МЕЛЕТИЙ
Том XLIV, С. 544-547
опубликовано: 3 июня 2021г.

МЕЛЕТИЙ

Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г.Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г.

(Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии. В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС.

В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий (Невский; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре. 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии. Совершал многочисленные поездки по отдаленным и труднодоступным приходам епархии. Способствовал развитию переводческого дела, увеличению числа служб, проводимых на якут. языке. В 1914 г. по его инициативе было основано Якутское об-во трезвости. 26 янв. 1916 г. назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В июне 1916 г. в Тобольске участвовал в торжествах в связи с прославлением Тобольского митр. свт. Иоанна (Максимовича). Оказал содействие открытию в окт. того же года в миссионерских целях Селенгинского вик-ства и назначению на учрежденную викарную кафедру начальника Забайкальской духовной миссии архим. сщмч. Ефрема (Кузнецова). После Февральской революции 1917 г. на собраниях «прогрессивного» духовенства и мирян архиерея обвиняли в «несочувствии революционному движению». Ближайший соратник М. еп. Ефрем решением представлявшего Временное правительство в Забайкалье Комитета общественной безопасности в мае 1917 г. был выслан за пределы области. Летом того же года М. стал членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Участвовал в 1-й соборной сессии, после чего вернулся в Читу; 3(16) февр. 1918 г. его полномочия на Соборе были переданы еп. Ефрему (казнен в Москве 5 сент. 1918).

После установления в февр. 1918 г. в Забайкалье советской власти прекратили работу епархиальные духовные учебные заведения, были закрыты домовые церкви, происходило осквернение храмов. М. был лишен возможности выезжать из Читы для обозрения епархии. В июне того же года в Чите прошли аресты священнослужителей - членов епархиального совета, сопротивлявшихся изъятию архива духовной консистории; по собравшимся у тюрьмы на крестный ход верующим части местной ЧК открыли стрельбу, имелись жертвы. В авг. 1918 г. с разгромом красных войск белыми казачьими отрядами в Забайкалье установилась власть атамана Г. М. Семёнова, к-рый проводил благожелательную политику по отношению к Церкви. При белых в Забайкальской епархии прошла реорганизация благочиний, возобновилась работа духовных учебных заведений (однако помещения Читинской ДС были заняты под военные нужды, а семинаристы старших курсов мобилизованы в армию), было восстановлено преподавание Закона Божия в школах. По благословению М. в военных частях Семёнова был учрежден институт военного духовенства. М. признал образованное в нояб.-дек. 1918 г. на территории, контролируемой правительством адмирала А. В. Колчака, Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири). Согласно циркулярам ВВЦУ Сибири, М. было предписано наладить сотрудничество с военными осведомительными службами для идеологической борьбы с большевизмом. В дек. 1919 г. в Забайкалье началась организация осведомительных органов с участием духовенства, однако уже в янв. 1920 г., после окончательного разгрома войск Колчака и занятия Красной Армией Прибайкалья, ВВЦУ Сибири прекратило свою деятельность.

В кон. июня 1920 г. из-за угрозы наступления красных войск на Читу М. выехал в Харбин. Перед отъездом архиерей передал часть полномочий по управлению епархией епархиальному совету во главе с прот. Сергием Старковым. В окт. того же года на всей территории Забайкалья была установлена власть Дальневосточной республики (ДВР) - формально независимого гос-ва под фактическим контролем большевиков. В пропагандистских целях в ДВР большевики воздерживались от открытой репрессивной политики по отношению к правосл. Церкви, как в Советской России. Епархиальный совет Забайкальской епархии согласовывал с находившимся в Харбине М. все важные решения по организации церковной жизни, что, однако, создавало трудности в управлении епархией. В апр. 1922 г. в Харбине состоялась хиротония прот. Сергия Старкова, принявшего монашество с именем Софроний, во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. В мае еп. Софроний (Старков) вернулся в Читу и вступил во временное управление Забайкальской епархией. В нояб. того же года ДВР была присоединена к РСФСР, после чего связи М. с Забайкальской епархией были прерваны.

М. стал одним из инициаторов организации в Маньчжурии на принадлежавшей ранее России полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги Харбинской епархии, учрежденной решением Высшего церковного управления за границей от 24 марта 1922 г. 13-14 сент. того же года М. участвовал в совещании дальневост. архиереев в Никольске (ныне Уссурийск) - на территории, контролируемой белыми войсками. Вместе с М. в совещании участвовали архиепископы Харбинский Мефодий (Герасимов; впосл. митрополит) и Токийский Сергий (Тихомиров), епископы Владивостокский Михаил (Богданов) и Камчатский Нестор (Анисимов; впосл. митрополит). Архиерейское совещание приняло решение о проведении во Владивостоке Дальневосточного Собора, на к-ром предполагалось решить вопросы церковного управления на Дальн. Востоке. Однако в окт. того же года Владивосток был занят красными войсками, и проведение там запланированного собрания стало невозможным. Православные приходы в Китае признали юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремски-Карловци. В Харбине под упр. М. находилось доверенное ему главой Русской духовной миссии в Китае Пекинским еп. Иннокентием (Фигуровским; впосл. архиепископ) Благовещенское подворье миссии. Небольшой временный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенный вместо сгоревшего в 1918 г., не мог удовлетворять нужды прихожан. В авг. 1929 г. церковный совет Благовещенского подворья принял решение о возведении большого каменного храма, чин закладки которого М. совершил 14 сент. 1930 г. В том же году Архиерейским Синодом РПЦЗ он был возведен в сан архиепископа с сохранением титула архиерея Забайкальского и Нерчинского.

Мелетий (Заборовский), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 30-х — нач. 40-х гг. ХХ в.Мелетий (Заборовский), митр. Харбинский и Маньчжурский. Фотография. Кон. 30-х — нач. 40-х гг. ХХ в.

9 мая 1931 г., после смерти митр. Мефодия (Герасимова; † 28 марта 1931), М. был назначен на Харбинскую и Маньчжурскую кафедру. По поручению Архиерейского Синода провел увещевательную беседу и вернул в юрисдикцию РПЦЗ еп. Нестора (Анисимова), к-рый пребывал в Харбине как начальник Камчатского подворья. Несмотря на сложные политические условия - оккупацию осенью 1931 г. Сев.-Вост. Китая Японией и образование там подконтрольного японцам гос-ва Маньчжоу-го, управление М. Харбинской епархией стало временем ее расцвета. Были учреждены Хайларская (1934) и Цицикарская (1940) викарные кафедры, викарные епископы имели резиденции в Харбине и помогали М. в управлении епархией. Если в 1931 г. в Харбинской епархии действовали 46 православных храмов, то к 1940 г. их число выросло до 62. В 1940 г. успешно закончилось строительство крупнейшего в Харбине Благовещенского храма, при к-ром М. сохранил свою резиденцию и 14 сент. 1941 г. торжественно освятил его. В 1937 г. была открыта третья в епархии монашеская обитель - муж. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Солнечной Пади близ пос. Верх-Урга (северо-запад Маньчжурии). В епархии появились свечной завод, пчеловодческое хозяйство, золотошвейная и иконописная мастерские, открылась епархиальная б-ка. Продолжал выходить ж. «Хлеб Небесный», несмотря на попытки его закрыть маньчжурскими властями, было налажено издание богослужебных книг. Шло дальнейшее развитие дела благотворительности: при харбинской Иверской ц. были открыты Серафимовский детский приют и дом призрения для престарелых. В Серафимовской народной столовой кормили бесплатными обедами малоимущих. При харбинском Казанском муж. мон-ре действовала больница с амбулаторией им. доктора В. А. Казем-Бека. Важное значение в деле развития рус. образования имело создание в Харбине ин-та св. Владимира с богословским (на основе ранее действовавших пастырско-богословских курсов), политехническим и восточно-экономическим фак-тами. Ректором ин-та являлся М. В 1938 г. в связи с закрытием политехнического фак-та богословский фак-т был преобразован в Богословский институт святого Владимира. В том же году была открыта харбинская Свято-Алексеевская ДС.

В 1939 г. М. был возведен Архиерейским Синодом РПЦЗ в сан митрополита. С нач. 40-х гг. ХХ в. в связи с болезненным состоянием и из-за преклонного возраста отошел от дел, фактически передав управление епархией своему викарию Хайларскому еп. Димитрию (Вознесенскому; с 1944 архиепископ). 12 февр. 1944 г., после того как япон. военные власти потребовали от рус. населения Маньчжурии демонстративного почитания легендарной прародительницы имп. дома Японии богини Аматэрасу Оомиками, М. вместе со своими викарными епископами Димитрием (Вознесенским) и Ювеналием (Килиным) выступил с архиерейским посланием, в к-ром правосл. духовенству и мирянам Харбинской епархии запрещалось участие в языческих молениях. Несмотря на давление япон. властей, М. отказался дезавуировать свое послание и заявил, что готов проявлять лояльность к существующей власти только при отсутствии принуждения православных к действиям, противоречащим основным положениям их веры. Япон. власти были вынуждены отказаться от своих требований.

В конце второй мировой войны Харбинская епархия утратила связи с Архиерейским Синодом РПЦЗ. 26 июля 1945 г. датируется письмо, подписанное архиереями Харбинской епархии М., его викариями архиеп. Димитрием и еп. Ювеналием и пребывавшим в Харбине архиеп. Нестором, патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о принятии их в юрисдикцию РПЦ (текст послания был опубл. в окт. 1945). В авг. того же года Маньчжурия была занята советскими войсками. 26 окт. 1945 г. в Харбине во время визита туда делегации Московского Патриархата во главе с Ростовским еп. Елевферием (Воронцовым; впосл. митрополит) М. вместе с архиепископами Димитрием и Нестором и еп. Ювеналием подписал акт о воссоединении с РПЦ. При этом, однако, нек-рое время в храмах Харбинской епархии за богослужением поминали как патриарха Алексия, так и, после него, первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского). 27 дек. 1945 г. Свящ. Синод РПЦ принял постановление о присоединении к Харбинской епархии и о создании Восточноазиатского церковного окр. (см. Восточноазиатский Экзархат РПЦ) под временным управлением архиеп. Нестора. Фактически это решение означало увольнение М. на покой. Он проживал до своей кончины в Харбине. Похоронен при харбинском Благовещенском храме. В 1958 г. могила была вскрыта и осквернена, после уничтожения храма в 1970 г. утеряна.

Лит.: Назначение Высокопреосв. Мелетия архиепископом Харбинским и Маньчжурским // Хлеб Небесный. Харбин, 1931. № 7. С. 20; Двадцатипятилетие святительского служения на ниве Христовой Церкви высокопреосв. Мелетия, архиеп. Харбинского и Маньчжурского, 1908-1933. Харбин, 1934; Сумароков Е. Пятьдесят лет служения на ниве Господней Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского, 1889-1939. Харбин, 1939; Обращение преосвящ. Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского, Димитрия, архиеп. Хайларского, и Ювеналия, еп. Цицикарского [к Свят. Патриарху Алексию I] // ЖМП. 1945. № 10. С. 5-6; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Ответ митр. Мелетию, архиеп. Димитрию, еп. Ювеналию // Там же. С. 6; Разумовский Г., прот. Памяти высокопреосв. Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского // Там же. 1946. № 5. С. 11-12; Барташев А. Светлой памяти высокопреосв. Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского // Правосл. Русь. Джорд., 1963. № 16. С. 8-9; Поликарп (Горбунов), архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии // ПрПуть. 1963. С. 34-58; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 308-310.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ
  • АНТОНИЙ (Блум; 1914-2003), митр. Сурожский
  • АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ